Виды юридических, кадровых, бухгалтерских услуг оказываемых ООО «Истина и Право»:
№ 06.1-06.2
от 27.10.2017
В Ростовский областной суд
Судье Д.М. Абрамову
Административные истцы: Анненкова Юлия Анатольевна
Вислов Алексей Владимирович
Коновалова Дарья Александровна
Административные ответчики: Законодательное Собрание
Ростовской области
г. Ростов-на-Дону,
ул. Социалистическая 112
Губернатор
Ростовской области
г. Ростов-на-Дону,
ул. Социалистическая 112
Ходатайство
Законодательного Собрания Ростовской области о прекращении производства по административному делу по административному исковому заявлению Анненковой Ю.А., Вислова А.В., Коноваловой Д.А. о признании недействующими отдельных положений Областного закона от 30 июля 2013 года № 1145-ЗС «О мерах поддержки пострадавших участников долевого строительства в Ростовской области» в части оспаривания пункта 4 статьи 2 данного Областного закона
Законодательное Собрание Ростовской области, рассмотрев административное исковое заявление Анненковой Ю.А., Вислова А.В., Коноваловой Д.А. о признании недействующими отдельных положений Областного закона от 30 июля 2013 года № 1145-ЗС «О мерах поддержки пострадавших участников долевого строительства в Ростовской области», просит прекратить производство по настоящему административному делу в части оспаривания пункта 4 статьи 2 данного Областного закона по следующим основаниям.
Подпунктом «б» пункта 1 статьи 1 Областного закона от 19 октября 2017 года № 1198-ЗС «О внесении изменений в Областной закон «О мерах поддержки пострадавших участников долевого строительства в Ростовской области»» пункт 4 статьи 2 указанного Областного закона признан утратившим силу.
Указанный Областной закон 19 октября 2017 года опубликован на официальном портале правовой информации Ростовской области (pravo.donland.ru) № 6111201710190008 и вступил в силу с этого дня в соответствии со статьей 2 этого Областного закона и статьей 4 Областного закона от 29 декабря 2003 года № 85-ЗС «О порядке опубликования и вступления в силу Устава Ростовской области, Областных законов, постановлений Законодательного Собрания Ростовской области, правовых актов Губернатора Ростовской области и органов исполнительной власти Ростовской области».
На основании изложенного Законодательное Собрание Ростовской области просит суд в соответствии с частью 2 статьи 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное производство в части заявленных Анненковой Ю.А., Вислова А.В., Коноваловой Д.А. требований о признании недействующим пункта 4 статьи 2 Областного закона от 30 июля 2013 года № 1145-ЗС «О мерах поддержки пострадавших участников долевого строительства в Ростовской области» прекратить.
Представитель Законодательного Собрания по доверенности И.А. Сухаревский
We cannot display this gallery» template=»default» order_by=»sortorder» order_direction=»ASC» returns=»included» maximum_entity_count=»500″]
Возражение
Губернатора Ростовской области на административное исковое заявление по делу
№ За-683/2017
В производстве Ростовского областного суда находится дело по административным исковым заявлениям Анненковой Ю.А., Вислова А.В., Коновалова Д.А., об оспаривании пункта 4 статьи 2 в части слов: «строительство которых началось в период с 21 июня 2010 года»; статью 4 и часть 1 статьи 51, в той части, в которой отсутствуют указание срока предоставления мер поддержки Областного закона Ростовской области от 30.07.2013 №
Губернатор Ростовской области 1145-ЗС «О мерах поддержки пострадавших участников долевого строительства в Ростовской области».
Ознакомившись с административными исковыми заявлениями сообщаю следующее. Согласно положениям статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.
В соответствии с положениями статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Между тем, в том случае, если окажется, что оспариваемый нормативный правовой акт действительно противоречит нормативному акту, имеющему большую юридическую силу, то этого будет достаточно для вынесения решения об удовлетворении иска (п. 1 ч. 2 ст. 215КАС).
Административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.
На основании части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:
а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;
б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;
в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;
г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.
В соответствии с пунктом 17 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 29.11.2007 № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять порядок принятия нормативного правового акта, в частности:
полномочия органа (должностного лица) на издание нормативных правовых актов и их пределы;
форму (вид), в которой орган (должностное лицо) вправе принимать нормативные правовые акты;
предусмотренные правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе правила их опубликования.
Если суд установит, что при издании оспариваемого нормативного правового акта были нарушены требования законодательства хотя бы по одному из оснований, влекущих признание акта недействующим, он вправе принять решение об удовлетворении заявления без исследования других обстоятельств по делу, в том числе содержания оспариваемого акта.
По существу заявленных требований сообщаю следующее.
Федеральный закон от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 214-ФЗ) регулирует отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости (далее — участники долевого строительства), для возмещения затрат на такое строительство и возникновением у участников долевого строительства права собственности на объекты долевого строительства и права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме и (или) ином объекте недвижимости, а также устанавливает гарантии защиты прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства.
В силу части 1 статьи 23 Федерального закона № 214-ФЗ (государственное регулирование в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется в соответствии с данным законом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (далее — уполномоченным органом), а также другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции. Государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется данное строительство (далее — контролирующим органом) (часть 2 той же статьи).
Федеральным законом № 214-ФЗ в части 4 статьи 23 определено, что уполномоченный орган осуществляет координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по вопросам реализации государственной политики в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, устанавливает критерии, в соответствии с которыми граждане, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, относятся к числу пострадавших, и правила ведения контролирующим органом реестра таких граждан. В соответствии с частью 7 статьи 23 Федерального закона № 214-ФЗ контролирующий орган признает в соответствии с установленными уполномоченным органом критериями граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, пострадавшими и ведет реестр таких граждан.
В соответствии с Приказом Минрегиона России от 20.09.2013 № 403 «Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших и правил ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены» в Ростовской области с 01.01.2014 ведется одноименный реестр граждан, в который на настоящий момент включено 1264 человека.
С 01.07.2017 вступил в силу Приказ Минстроя России от 12.08.2016 № 560/пр «Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан и правил ведения реестра пострадавших граждан».
Указанными нормативными актами не определены критерии отнесения домов к проблемным.
В связи с отсутствием на федеральном уровне критериев отнесения строящихся с долевым участием многоквартирных домов к числу проблемных, в Ростовской области постановлением Правительства Ростовской области от 15.12.2011 № 230 «Об утверждении Положения о Региональной службе государственного строительного надзора Ростовской области» утвержден порядок ведения реестра проблемных объектов долевого строительства, в который включено 22 незавершенных строительством многоквартирных дома.
В соответствии с частью 3 статьи 26.3-1 Федерального закона № 184-ФЗ органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан, в том числе, исходя из установленных законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации критериев нуждаемости, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
С учетом полномочий, предусмотренных вышеназванными нормами законодательства, в рамках мер по оказанию помощи пострадавшим участникам долевого строительства в Ростовской области разработан и реализуется Областной закон от 30.07.2013 № 1145-ЗС «О мерах поддержки пострадавших участников долевого строительства в Ростовской области» (далее — Областной закон от 30.07.2013 № 1145-ЗС), которым дополнительно установлены критерии отнесения строящихся с долевым участием многоквартирных домов к числу проблемных.
Ведение специальным органом реестра проблемных объектов на основании положений оспариваемого закона требований федерального законодательства не нарушает, поскольку направлено на эффективное предоставление мер финансовой и социальной поддержки за счет средств областного бюджета гражданам-участникам строительства домов, пострадавшим от действий недобросовестных застройщиков.
Федеральный закон № 214-ФЗ не содержит положений, обязывающих субъекты Российской Федерации предоставлять всем гражданам, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, меры финансовой, социальной и иной поддержки.
Как было указано выше, федеральное законодательство, в частности положения части 3 статьи 26.3-1 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ, предоставляет право субъекту Российской Федерации своими актами устанавливать свои, дополнительные к федеральным, меры защиты прав отдельных категорий граждан и меры их социальной поддержки. Поскольку финансирование таких мер осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, субъект Российской Федерации вправе самостоятельно определить категорию граждан, на которую распространяется действие дополнительных мер, что, в свою очередь, не изменяет прав граждан — участников долевого строительства по защите их прав, законных интересов и имущества, предусмотренных Федеральным законом о долевом строительстве.
Таким образом, оспариваемый Областной закон от 30.07.2013 № 1145-ЗС области не снижает уровня социальных и правовых гарантий граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены. Напротив, законом в отношении отдельных категорий граждан за счет средств областного бюджета установлены меры финансовой, социальной и иной поддержки, не предусмотренные на федеральном уровне.
Указанное правовое регулирование не создает дискриминационных условий предоставления мер социальной поддержки, так как установление категории льготников исходя из финансовых возможностей субъекта РФ само по себе не является дискриминацией, в связи с чем, довод административного искового заявления о дискриминационном характере оспоренных правовых норм является ошибочным.
Указанная позиция изложена в судебной практики Верховного Суда Российской Федерации (Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 27.04.2016 № 85-АПГ16- 1).
С учетом изложенного, Губернатор Ростовской области полагает, что заявленные административные исковые требований подлежат удовлетворению в полном объеме.
Представитель Губернатора Ростовской области Пилипеева Н.Л.
Возражения
Законодательного Собрания Ростовской области на административное исковое заявление Анненковой Ю.А., Вислова А.В., Коноваловой Д.А. о признании недействующими отдельных положений Областного закона от 30 июля 2013 года № 1145-ЗС «О мерах поддержки пострадавших участников долевого строительства в Ростовской области»
Законодательное Собрание Ростовской области, рассмотрев административное исковое заявление Анненковой Ю.А., Вислова А.В., Коноваловой Д.А. о признании недействующими отдельных положений Областного закона от 30 июля 2013 года № 1145-ЗС «О мерах поддержки пострадавших участников долевого строительства в Ростовской области», считает заявление необоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В своем заявлении административные истцы просят признать противоречащим федеральному законодательству и недействующими следующие нормы Областного закона:
пункт 4 статьи 2 в части слов «строительство которых началось в период до 21 июня 2010 года»;
статью 4 и часть 1 статьи 51 в той части, в которой отсутствуют указание срока и порядка предоставления мер поддержки.
При оценке указанных требований административных истцов необходимо учитывать, что в административном иске не указано, какому именно нормативному правовому акту противоречат оспариваемые нормы Областного закона, а, кроме того, само требование о признании их недействующими заявлено без учета следующих обстоятельств.
Законодательным Собранием Ростовской области оспариваемый нормативный акт был принят по предмету его компетенции, определенному в соответствии с положениями статьи 26.31 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», предусматривающими, что органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан, в том числе исходя из установленных законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации критериев нуждаемости, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
Согласно пункту 4 статьи 2 Областного закона «О мерах поддержки пострадавших участников долевого строительства в Ростовской области» для целей этого Областного закона используется понятие реестра проблемных объектов долевого строительства как информационного ресурса, содержащего сведения о проблемных объектах, подлежащих в соответствии со статьей 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации государственному строительному надзору, строительство которых началось в период до 21 июня 2010 года.
В соответствии со статьей 5 Областного закона в целях ввода в эксплуатацию проблемных объектов, сведения о которых включены в Реестр проблемных объектов долевого строительства, объединениям участников долевого строительства, инвестору предоставляются субсидии на возмещение затрат в связи с внесением платы за подключение (технологическое присоединение) проблемных объектов к сетям инженерно-технического обеспечения.
Порядок предоставления указанных субсидий установлен постановлением Правительства Ростовской области от 26 октября 2016 года № 721.
В соответствии с указанными нормативными правовыми актами Ростовской области предоставление субсидий возможно при затратах на подключение (технологическое присоединение) проблемных объектов к сетям инженерно- технического обеспечения, что предполагает высокую готовность многоквартирного дома к вводу в эксплуатацию и реальность понесенных расходов.
Между тем административными истцами ни доказательств готовности соответствующих многоквартирных домов к вводу в эксплуатацию, ни доказательств понесенных затрат на подключение (технологическое присоединение) этих многоквартирных домов к сетям инженерно-технического обеспечения не представлено.
Кроме того, необходимо учитывать, что региональный законодатель, определяя для целей Областного закона категорию «реестр проблемных объектов долевого строительства», не изменял критерии, установленные в приказе Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 12 августа 2016 г. № 560/пр, по которым гражданин в соответствии со статьей 23 Федерального закона от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 214-ФЗ) может быть отнесен к числу граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.
Определение круга лиц, которым предоставляется помощь в соответствии с Областным законом «О мерах поддержки пострадавших участников долевого строительства в Ростовской области», осуществляется аналогично тому, как это сделано и в приказе Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации: региональным законодателем используются те же характеризующие «пострадавшего участника долевого строительства» и «проблемный объект» признаки. Данные характеристики «пострадавших участников долевого строительства» и «проблемного объекта», приводимые в Областном законе, не являются произвольными и не изменяют объем этих понятий.
В этом смысле и заявители, как видно из представленных ими документов, являются гражданами — участниками строительства многоквартирных домов, пострадавшими от действий недобросовестного застройщика.
По их мнению, меры поддержки, предусмотренные Областным законом «О мерах поддержки пострадавших участников долевого строительства в Ростовской области», должны предоставляться всем гражданам, которые отвечают критериям, предусмотренным приказом Министерства строительства и жилищно- коммунального хозяйства Российской Федерации от 12 августа 2016 года № 560/пр, и включены в ведущийся по правилам этого приказа реестр (стр. 7 административного искового заявления). По сути, спорность в вопросе о применении к ним положений Областного закона связывается не с содержанием пункта 4 статьи 2 этого нормативного правового акта, а, как уже было отмечено, с содержанием неоспариваемых в рамках настоящего дела статьи 5 данного Областного закона и постановления Правительства Ростовской области от 26 октября 2016 года № 721.
Свои требования административные истцы выдвигают из-за отсутствия в критериях отнесения незавершенных строительством многоквартирных домов к проблемным объектам, установленных в приказе Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 12 августа 2016 г. № 560/пр, критериев установленных пунктом 4 статьи 2 Областного закона, а именно того, что реестр проблемных объектов долевого строительства ведется как информационный ресурс, содержащий сведения о проблемных объектах, строительство которых началось в период до 21 июня 2010 года.
Но такое несовпадение требования федерального законодательства не нарушает, поскольку критерии, предусмотренные приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 12 августа 2016 г. № 560/пр, устанавливаются исключительно в целях ведения Реестра граждан, предусмотренного статьей 23 Федерального закона № 214-ФЗ.
Согласно же Порядку ведения Реестра проблемных объектов долевого строительства, утвержденному постановлением Правительства Ростовской области от 15 декабря 2011 года № 230, целью ведения указанного Реестра является создание информационного ресурса о проблемных объектах, расположенных на территории Ростовской области, анализ деятельности органов государственной власти Ростовской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Ростовской области по реализации Областного закона «О мерах поддержки пострадавших участников долевого строительства в Ростовской области» и внесение предложений по оказанию мер поддержки пострадавшим участникам долевого строительства в соответствии с данным Областным законом.
Таким образом, ведение Региональной службой государственного строительного надзора Ростовской области Реестра проблемных объектов долевого строительства позволяет, в том числе контролировать адресность предоставляемой за счет областного бюджета материальной помощи и учитывать выделяемые и расходуемые средства, и федеральному законодательству не противоречит.
Следовательно, доводы административных истцов о нарушении требований законодательства ведением Реестра проблемных объектов долевого строительства в соответствии с положениями Областного закона не учитывают различий в предназначении реестров, предусмотренных статьей 23 Федерального закона № 214-ФЗ и Областным законом «О мерах поддержки пострадавших участников долевого строительства в Ростовской области».
Вопреки доводам административных истцов, Федеральный закон № 214-ФЗ не содержит положений, обязывающих субъекты Российской Федерации предоставлять всем гражданам, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, меры финансовой, социальной и иной поддержки.
Как уже было отмечено, Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» предоставляет субъекту Российской Федерации право своими актами устанавливать свои, дополнительные к федеральным, меры защиты прав отдельных категорий граждан и меры их социальной поддержки.
Поскольку финансирование таких мер осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, субъект Российской Федерации вправе самостоятельно определить категорию граждан, на которую распространяется действие дополнительных мер, что, в свою очередь, не влияет на права граждан — участников долевого строительства по защите прав, законных интересов и имущества в соответствии с Федеральным законом № 214-ФЗ.
В Областном законе «О мерах поддержки пострадавших участников долевого строительства в Ростовской области» региональный законодатель, действуя в пределах своей компетенции, определил с учетом специфики допущенных на территории Ростовской области нарушений в области строительства многоквартирных домов и финансовых возможностей областного бюджета категорию граждан — участников строительства многоквартирных домов, строительство которых началось в период до 21 июня 2010 года, пострадавших от действий недобросовестных застройщиков, которой будут предоставляться меры поддержки за счет средств областного бюджета. Фактически, требования административных истцов направлены на расширение категории граждан — получателей мер поддержки по оспариваемому Областному закону, то есть ими поставлен вопрос о целесообразности правового регулирования.
Кроме того, административное исковое заявление не может быть удовлетворено и в силу того, что оспариваемый Областной закон сам по себе не может рассматриваться, как нарушающий права административных истцов, которые с учетом его содержания не относятся к числу участников урегулированных им отношений по предоставлению мер поддержки за счет областного бюджета.
Таким образом, положение пункта 4 статьи 2 Областного закона в части слов «строительство которых началось в период до 21 июня 2010 года» в отношении административных истцов не было применено, и фактически ими ставится вопрос об изменении расходного обязательства Ростовской области по предоставлению мер поддержки пострадавшим участникам долевого строительства. Между тем рассмотрение данного вопроса не входят в компетенцию суда в силу разделения властей (статья 10 Конституции Российской Федерации).
Аналогичные возражения вызывают и другие требования административных истцов.
Согласно статье 4 Областного закона «О мерах поддержки пострадавших участников долевого строительства в Ростовской области» в целях обеспечения прав пострадавших участников долевого строительства на жилые помещения предоставляются следующие меры поддержки:
При этом содержание мер поддержки, предоставляемых в виде субсидий, раскрывается в статье 5 этого Областного закона. В ней, в частности, установлено, что в целях ввода в эксплуатацию проблемных объектов, сведения о которых включены в Реестр проблемных объектов долевого строительства, объединениям участников долевого строительства, инвестору предоставляются субсидии на возмещение затрат в связи с внесением платы за подключение (технологическое присоединение) проблемных объектов к сетям инженерно-технического обеспечения. Порядок определения объема и предоставления этих субсидий устанавливается Правительством Ростовской области.
Таким образом, в статье 4 указанного Областного закона отсутствуют положения, определяющие порядок предоставления мер поддержки, поскольку указанный вопрос в части определения порядка предоставления субсидий отнесен частью 2 статьи 5 этого Областного закона к компетенции Правительства Ростовской области.
Следовательно, заявленное административными истцами требование признании о недействующей статьи 4 Областного закона «О мерах поддержки пострадавших участников долевого строительства в Ростовской области», поскольку в ней отсутствуют указание срока и порядка предоставления мер поддержки, необоснованно, поскольку указанный порядок определен иным нормативным правовым актом Ростовской области, принятым в соответствии с Областным законом.
Постановлением Правительства Ростовской области от 26 октября 2016 года № 721 «О порядке предоставления субсидий в целях ввода в эксплуатацию проблемных объектов» утвержден ряд нормативных правовых актов, определяющих порядок предоставления субсидий на возмещение затрат в связи с внесением платы за подключение (технологическое присоединение) проблемных объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, а также на благоустройство территорий проблемных объектов после выполнения работ по прокладке и (или) ремонту сетей инженерно-технического обеспечения.
Каких-либо доказательств нарушения указанными нормативными правовыми актами прав и законных интересов заявителей не представлено и нормы данного постановления Правительства Ростовской области не обжалуются.
Согласно части 1 статьи 51 Областного закона «О мерах поддержки пострадавших участников долевого строительства в Ростовской области» обеспечение прав пострадавших участников долевого строительства на жилые помещения может осуществляться инвестором посредством:
При оценке данных норм необходимо учитывать, что в соответствии с пунктом 7 статьи 2 Областного закона инвестор — это юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, реализующее масштабный инвестиционный проект, в отношении которого в соответствии с Областным законом от 25 февраля 2015 года № 312-3C «О критериях, которым должны соответствовать объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабные инвестиционные проекты, в целях предоставления земельных участков в аренду без проведения торгов» принято решение о предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов.
В соответствии со статьей 5 Областного закона «О критериях, которым должны соответствовать объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабные инвестиционные проекты, в целях предоставления земельных участков в аренду без проведения торгов» в случае, установленном пунктом 1 части 1 статьи 51 Областного закона «О мерах поддержки пострадавших участников долевого строительства в Ростовской области», такое решение принимается Губернатором Ростовской области после заключения инвестором с объединением участников долевого строительства договора, предусматривающего обеспечение завершения строительства проблемного объекта и ввода его в эксплуатацию, в том числе путем его финансирования; в случае, установленном пунктом 2 части 1 статьи 51 Областного закона «О мерах поддержки пострадавших участников долевого строительства в Ростовской области», — после государственной регистрации перехода к инвестору прав на проблемный объект и земельный участок, предназначенный для размещения проблемного объекта; в случае, установленном пунктом 3 части 1 статьи 51 Областного закона «О мерах поддержки пострадавших участников долевого строительства в Ростовской области», — после заключения с застройщиком проблемного объекта с согласия пострадавших участников долевого строительства договоров о переводе на инвестора прав и обязанностей застройщика (договоров цессии).
Порядок принятия Губернатором Ростовской области соответствующего решения определен Указом Губернатора Ростовской области от 6 апреля 2015 года № 17 «О мерах по реализации Областного закона от 25.02.2015 № 312-ЗС».
Следовательно, заявленное административными истцами требование признании о недействующей части 1 статьи 51 Областного закона «О мерах поддержки пострадавших участников долевого строительства в Ростовской области», поскольку в ней отсутствуют указание срока и порядка предоставления мер поддержки, необоснованно, поскольку указанный порядок определен иными нормативными правовыми актами Ростовской области.
На основании изложенного Законодательное Собрание Ростовской области просит суд в соответствии со статьей 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в удовлетворении заявленных Анненковой Ю.А., Вислова А.В., Коноваловой Д.А. требований отказать.
Представитель Законодательного Собрания по доверенности И.А. Сухаревский
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ИСКОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ
о признании нормативного правового акта субъекта РФ недействующим в части
Органы же государственной власти РФ и местного самоуправления в значительной мере реализуют свои полномочия, в том числе и в указанной выше сфере, через нормотворчество. Принимаемые ими нормативные правовые акты структурируются по различным критериям, в том числе – по юридической силе. В своей совокупности нормативные правовые акты должны образовывать единую систему правового регулирования в той или иной области общественной жизни. Согласно действующего законодательства значительная доля нормотворчества отнесена на уровень субъектов РФ.
При этом как неоднократно подчеркивал Конституционный Суд РФ само по себе перераспределение полномочий на уровень субъектов РФ не отменяет и не изменяет требований федерального законодателя к урегулированным на федеральном уровне вопросам, поэтому региональный законодатель, взяв на себя обязательства по правовому регулированию, не может действовать произвольно, принимаемые им в этой сфере решения должны сообразовываться с конституционными основами разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерации и субъектами Российской Федерации, и при этом соответствовать вытекающему из конституционного принципа равенства всех перед законом требованию формальной определенности, ясности, недвусмысленности правовой нормы и ее согласованности с системой действующего правового регулирования с тем, чтобы лицо, на которое законом возлагается та или иная обязанность или предоставляется право, имело реальную возможность предвидеть в разумных пределах последствия своего поведения в конкретных обстоятельствах.
Однако в ряде случаев, осознанно или нет – хотелось бы надеяться, что нет: в ходе такого правового регулирования на уровне субъектов РФ и формируемой правоприменительной практики незаметно для непосвященного в тонкости всех деталей правового регулирования лица исчезает внутренний герменевтический смысл вышестоящих правовых норм в их системной совокупности, обеспечивающих защиту и гарантии важнейших прав. Он как бы «размывается» через отдельные детали правового регулирования и подхода к применению этих норм. Недаром народная мудрость гласит: «Дьявол – кроется в деталях…».
Так, административные истцы столкнулись со следующим существенным нарушением их прав как граждан, пострадавших при долевом участии в строительстве жилых домов.
В результате недобросовестных действий должностных лиц группы компаний, строящих ЖК «Европейский» (адрес застройки: Ростовская область, г. Ростов-на-Дону, Железнодорожный район, территория бывшего аэродрома ДОСААФ (вертолетное поле), участок XX; земли застройки находятся в федеральной собственности; застройщики: ООО «Рубин» (ИНН 6167103678, ОГРН 1116195007004), ООО «Строй Старт» (ИНН 2311144954, ОГРН 1122311003770), ООО «Новер» (ИНН 2308082384, ОГРН 1022301218829), ООО «Виктория» (ИНН 6164301696, ОГРН 1116164000479); генеральный подрядчик ООО СИК «Донской Альянс» (ИНН 6167129771, ОГРН 1156196046160); посредник, привлекший значительную часть денежных средств дольщиков, — ООО УК «Рассвет Строй Инвест» (6168061815, ОГРН 1126194010470)) ОДНА ТЫСЯЧА СЕМЬДЕСЯТ ШЕСТЬ семей, среди которых и административные истцы, остались без своего жилья.
Жилище – это такой вопрос, от которого очень многое зависит. Это основа многих важных вещей: возможность завести семью, рожать детей, залог их нормального воспитания и так далее. Недаром даже в Основном законе государства, в Конституции, написано о праве каждого на жилище… Большинство из пострадавших людей, как и административные истцы, потратили последние деньги на осуществление этого естественного и гарантированного права, взяли большие кредиты, которые тяжелым бременем лежат и еще долго будут лежать на плечах их семей. Людей фактически путем обмана лишили этого важнейшего элемента нормальной и естественной человеческой жизни – права на нормальную жизнь, права на нормальное развитие в своей семье. Для большинства из них поставлена громадная преграда, стена, тупик на жизненном пути.
Проблема является настолько серьезной, что ей уделяет большое внимание и Президент РФ.
Так, в соответствии с информацией, размещенной на официальном сайте Минстроя России (электронный адрес: http://www.minstroyrf.ru/press/subekty-rf-predostavyat-v-minstroy-rossii-obnovlennye-dorozhnye-karty-po-resheniyu-problem-obmanutykh/), по поручению Президента России субъектам РФ надлежало до 1 декабря 2016 года предоставить утвержденные главами субъектов новые планы-графики («дорожные карты») мероприятий по всем проблемным объектам, в отношении которых участники долевого строительства включены в Реестр граждан, чьи права нарушены.
Кроме того, 26 мая 2017 года подписано распоряжение Правительства РФ №1063—р, в рамках которого региональные власти и Минстрой должны ежеквартально отчитываться о работе с обманутыми дольщиками в соответствии с «дорожной картой», разработанной на уровне субъектов. Результаты работы по проблемным объектам будут отражаться в итоговом рейтинге эффективности региональных властей.
Как следует из вышеуказанной информации, одним из ключевых вопросов в помощи обманутым дольщикам является отнесения недостроенного дома к так называемым «проблемным объектам». Неслучайно именно этот юридический термин («проблемный объект») используется в большинстве официальных документов как федерального, так и регионального уровня, в том числе и в Ростовской области.
Однако в Ростовской области на законодательном уровне искусственно создана юридическая преграда для отнесения недостроенных домов к проблемным объектам, в связи с чем по произволу региональных властей десятки по-настоящему проблемных объектов к таковым не отнесены и в соответствующем реестре отсутствуют.
Так, вопрос оказания мер поддержки обманутых дольщиков в Ростовской области урегулирован Областным законом от 30.07.2013 №1145-ЗС «О мерах поддержки пострадавших участников долевого строительства в Ростовской области» (далее также – «Областной закон»). Данный нормативный правовой акт, в отличие от нормативных правовых актов федерального уровня (приказ Минрегиона России от 12.08.2016 № 560/пр), искусственно разделяет Реестр пострадавших участников долевого строительства и Реестр проблемных объектов долевого строительства. Причем меры поддержки предусмотрены (см. пункт 4 статьи 2 и статью 4 Областного закона) только в отношении проблемных объектов, а не граждан, пострадавших участников долевого строительства. В реестр же проблемных объектов включаются только те дома, строительство которых началось до 21 июня 2010 года. Так как наш дом начали строить после 2010 года, то в указанный Реестр проблемных объектов по искусственно созданным причинам он не попадает, и, соответственно, реальных мер поддержки в отношении нас никто не осуществляет.
Иначе, как «химией», издевательством над элементарным здравым смыслом и судьбами пострадавших людей, оказавшихся в крайне тяжелых жизненных обстоятельствах, а также их основополагающими правами, данное обстоятельство назвать нельзя. Причем такое искусственное ограничение является новеллой Ростовской области, и, как полагаем, противоречит нормативным правовым актам федерального уровня и Конституции РФ.
Кроме того, указанный выше Областной закон, как мы полагаем, противоречит требованиям антикоррупционного законодательства: отсутствуют сроки для принятия решений о включении проблемного объекта в реестр проблемных объектов, отсутствует порядок включения в реестр проблемных объектов домов, строительство которых началось позднее 21 июня 2010 года, а также сроки и порядок принятия решений о предоставлении мер поддержки в отношении проблемных объектов, в том числе такой меры поддержки, как – обеспечение прав пострадавших участников долевого строительства на жилые помещения инвестором. В то время как нормы, устанавливающие для правоприменителя необоснованную широту дискреционных полномочий, в том числе отсутствие или неопределенность условий или оснований принятия решения, выборочное изменение объема прав – возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц); чрезмерную свободу подзаконного нормотворчества – наличие бланкетных и отсылочных норм, приводящее к принятию актов, вторгающихся в компетенцию другого органа государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов; отсутствие или неполноту административных процедур – отсутствие порядка совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка; а также юридико-лингвистическую неопределенность, федеральное законодательство относит к коррупциогенному фактору.
Изложенные выше обстоятельства и послужили основанием для подачи настоящего административного искового заявления.
2.1. Предметом настоящей жалобы являются следующие нормы:
«4) Реестр проблемных объектов долевого строительства – информационный ресурс, содержащий сведения о проблемных объектах, подлежащих в соответствии со статьей 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации государственному строительному надзору, строительство которых началось в период до 21 июня 2010 года.»;
«Статья 4. Меры поддержки
В целях обеспечения прав пострадавших участников долевого строительства на жилые помещения предоставляются следующие меры поддержки:
1) субсидии объединениям участников долевого строительства в целях ввода в эксплуатацию проблемных объектов, проблемных многоквартирных домов;
2) субсидии инвесторам в целях ввода в эксплуатацию проблемных объектов;
3) обеспечение прав пострадавших участников долевого строительства на жилые помещения инвестором.».
«Статья 51. Обеспечение прав пострадавших участников долевого строительства на жилые помещения инвестором
1) обеспечения завершения строительства проблемного объекта и ввода его в эксплуатацию, в том числе путем его финансирования, в случае создания объединения участников долевого строительства;
2) обеспечения завершения строительства проблемного объекта и ввода его в эксплуатацию инвестором, которому на основании определения арбитражного суда перешли имущество и обязательства застройщика по ранее
заключенным договорам участия в долевом строительстве проблемного
объекта между застройщиком и пострадавшими участниками долевого строительства;
3) обеспечения завершения строительства проблемного объекта и ввода его в эксплуатацию инвестором, которому застройщиком проблемного
объекта с согласия пострадавших участников долевого строительства переведены права и обязанности застройщика по ранее заключенным договорам участия в долевом строительстве проблемного объекта.».
2.2. Обоснование оспаривания нормы со ссылкой на положения нормативных правовых актов федерального законодательства, которые имеют большую юридическую силу и на соответствие которым надлежит проверить оспариваемый нормативный правовой акт
Согласно пункту «б» части 1 статьи 72 Конституции РФ защита прав и свобод человека и гражданина находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 1 Федерального закона от 30 декабря 2004 года №214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости» данный Федеральный закон регулирует отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, для возмещения затрат на такое строительство и возникновением у участников долевого строительства права собственности на объекты долевого строительства и права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме и (или) ином объекте недвижимости, а также устанавливает гарантии защиты прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства.
Таким образом, федеральным законодательством, специальным законом, регламентирован вопрос защиты прав граждан, инвестировавших денежные средства в строительство многоквартирных домов и пострадавших от недобросовестных застройщиков.
Такой позиции в полной мере придерживается и высшая судебная инстанция – Верховный Суд РФ (см. приложение – Определение Верховного Суда РФ от 05.02.2014 №4-АПГ13-15; апелляционное определение Верховного Суда РФ от 25.10.2016 №88-АПГ16-3).
Следовательно, положения Областного закона РФ от 30.07.2013 №1145-ЗС «О мерах поддержки пострадавших участников долевого строительства в Ростовской области» в полной мере должны соотноситься с нормативными актами федерального уровня, в их системной совокупности и логической связи. В том числе соответствовать смыслу и духу правового регулирования на федеральном уровне, одновременно исключая возможность умаления прав и законных интересов пострадавших участников долевого строительства.
Согласно наименованию указанного выше Областного закона («О мерах поддержки пострадавших участников долевого строительства в Ростовской области») – он адресован максимально широкому кругу лиц, из числа пострадавших участников долевого строительства и ограничен исключительно территорией правового регулирования на которую распространяется правовая юрисдикция Законодательного собрания Ростовской области. В остальном, как это очевидно следует из наименования, а также предмета данного нормативного акта – ограничения отсутствуют, и любое лицо, обладающее признаками пострадавшего участника долевого строительства, должно иметь возможность получить соответствующие меры поддержки.
См. статью 1 Областного закона Ростовской области от 30.07.2013 №1145-ЗС:
«Настоящий Областной закон устанавливает меры поддержки участников долевого строительства многоквартирных домов, пострадавших вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения застройщиками обязательств, возникающих из договоров участия в долевом строительстве, и их объединений, а также инвесторов, обеспечивающих права указанных лиц на жилые помещения.».
Казалось бы, такой правовой подход в полной мере соответствует принципу правового регулирования, восходящему своими истоками к Конституции РФ, ее основным краеугольным положениям – принципу равенства при реализации прав и свобод человека и гражданина (см. статью 19 Конституции РФ в ее системной взаимосвязи со статьями 2, 17 и 18). Данный правовой принцип, как неоднократно указывал Конституционный Суд РФ – должен рассматриваться как равенство возможностей лиц, оказавшихся в сходных условиях и одновременно исключать необоснованное предъявление разных требований к таким лицам, оказавшихся в аналогичных обстоятельствах.
Одновременно известно, как это прямо следует из статьи 18 Основного закона нашего государства – «права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием».
При изложенных обстоятельствах очевидно, что Областной закон Ростовской области от 30.07.2013 №1145-ЗС «О мерах поддержки пострадавших участников долевого строительства в Ростовской области» не должен исключать из конечных бенефициаров оказываемых мер поддержки – лиц, пострадавших при участии в долевом строительстве жилья, — в зависимости от каких-либо неоправданных, необоснованных и не соответствующих указанным выше конституционно значимым целям правового регулирования причин.
Однако, с учетом указанного выше, мы полагаем, что отдельные положения Областного закона РФ от 30.07.2013 №1145-ЗС «О мерах поддержки пострадавших участников долевого строительства в Ростовской области» противоречат вышестоящему акту – Конституции РФ (статьям 2, 17, 18, 19 и 40 Конституции РФ в их системной взаимосвязи).
Так, Областной закон, именованный – «О мерах поддержки пострадавших участников долевого строительства в Ростовской области», согласно буквальному содержанию его статей, предполагает оказание помощи пострадавшим гражданам не непосредственно, а опосредовано, через реализацию мер поддержки в отношении проблемных объектов (см. статьи 4, 5 и 51 данного Областного закона).
Таким образом, помощь пострадавшим гражданам осуществляется через реализацию мер поддержки в отношении того объекта недвижимости, с которым у пострадавшего лица имеется неразрывная правовая связь и по поводу которого (не завершения его строительства) и осуществляется посягательство на основополагающее право пострадавшего лица на жилище (см. статью 40 Конституции РФ).
Ввиду такой избранной областным законодателем правовой конструкции оказания мер поддержки пострадавшим гражданам (через меры поддержки в отношении проблемного объекта) – безусловное юридическое значение имеет учет проблемных объектов в соответствующих легальных правовых регистрах.
В то же время, как следует из дословной редакции пункта 4 статьи 2 Областного закона Ростовской области от 30.07.2013 №1145-ЗС:
«Реестр проблемных объектов долевого строительства – информационный ресурс, содержащий сведения о проблемных объектах, подлежащих в соответствии со статьей 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации государственному строительному надзору, строительство которых началось в период до 21 июня 2010 года».
При указанных обстоятельствах, буквальное содержание правовой нормы ведет к фактическому прекращению включения в реестр проблемных объектов таких объектов недвижимости, строительство которых началось позднее 21 июня 2010 года.
Дом заявителей начат строительством позднее указанной даты.
Таким образом, оспариваемый в указанной части нормативный правовой акт содержит положение, отменяющее весь организационно-правовой механизм оказания мер поддержки, предусмотренный Областным законом Ростовской области от 30.07.2013 №1145-ЗС, в отношении проблемных объектов, строительство которых началось позднее 21 июня 2010 года. Данный факт, во-первых, противоречит дословному содержанию наименования указанного Областного закона и его предмету правового регулирования, сужая круг лиц, которые могут получить соответствующие меры поддержки. Во-вторых, вводит неоправданные, необоснованные и не соответствующие конституционно значимым целям правового регулирования основания для таких исключений. В-третьих, необоснованно предъявляет разные требований к лицам, оказавшихся в аналогичных по своей правовой природе обстоятельствах (статьи 2, 17, 18, 19 и 40 Конституции РФ). В-четвертых, помимо противоречия Конституции РФ не соответствует системе нормативно-правового регулирования указанной сферы на федеральном уровне в их системной связи с требованиями антикоррупционного законодательства.
Так, согласно частям 1, 2, 4, 7 статьи 23 Федерального закона от 30.12.2004 №214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости» государственное регулирование в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (уполномоченный орган), а также другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции.
Государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется данное строительство (контролирующий орган).
Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти осуществляет координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по вопросам реализации государственной политики в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, устанавливает критерии, в соответствии с которыми граждане, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, относятся к числу пострадавших, и правила ведения контролирующим органом реестра таких граждан.
Контролирующий орган признает в соответствии с установленными уполномоченным органом критериями граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, пострадавшими и ведет реестр таких граждан.
Во исполнение части 4 статьи 23 Федерального закона от 30.12.2004 №214-ФЗ Минрегионом России издан приказ от 12.08.2016 № 560/пр «Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан и правил ведения реестра пострадавших граждан». Указанный нормативный правовой акт прошел государственную регистрацию в установленном порядке (зарегистрировано в Минюсте России 30.12.2016 №45092). Данным документом утверждены Критерии отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан, а также Правила ведения реестра пострадавших граждан. Оба этих правовых документа, принятых федеральным органом исполнительной власти в силу прямого указания федерального закона, обладают юридической силой на всей территории Российской Федерации.
Как предусмотрено пунктом 4 Правил ведения реестра пострадавших граждан, утвержденных приказом Минрегиона России от 12.08.2016 № 560/пр, — «реестр формируется по проблемным объектам».
При этом ни один нормативный правовой акт федерального уровня (Федеральный закон от 30.12.2004 №214-ФЗ; приказ Минрегиона России от 12.08.2016 №560/пр), которыми фактически урегулированы рассматриваемые правоотношения, не содержит каких-либо ограничений в части включения в реестр или оказания мер поддержки пострадавшим гражданам исходя из даты – 21 июня 2010 года, а равно какой-либо иной даты.
Таким образом, федеральное законодательство по соответствующему рассматриваемому предмету осуществляет правовое регулирование, его требования обязательны к исполнению всеми субъектами правоотношений на территории Российской Федерации, нормативные предписания этих актов не нуждаются в подтверждении нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации. И в отличие от Областного закона Ростовской области от 30.07.2013 №1145-ЗС, федеральное законодательство не вводит каких-либо неоправданных, необоснованных и не соответствующих конституционно значимым целям правового регулирования различий в части требований к лицам, оказавшихся в идентичных по своей сути условиях, требующих оказания мер поддержки со стороны государственных органов, в том числе и путем реализации мер поддержки в отношении проблемных объектов.
Требования же к нормотворчеству неоднократно формулировались Конституционным Судом РФ: «как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, из конституционного принципа равенства (статья 19, часть 1, Конституции Российской Федерации) вытекает требование определенности, ясности и недвусмысленности законодательного регулирования, поскольку такое равенство может быть обеспечено лишь при условии единообразного понимания и толкования правовой нормы всеми правоприменителями. Неопределенность содержания законодательного регулирования, напротив, допускает возможность неограниченного усмотрения в процессе правоприменения и ведет к произволу, а значит – к нарушению принципов равенства и верховенства закона. Приведенная правовая позиция имеет общее значение для всех сфер законодательного регулирования…» (Постановление Конституционного Суда РФ от 17.06.2004 №12-П).
Одновременно, Федеральный закон от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральный закон от 17.07.2009 №172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» (часть 2 статьи 1), Методика проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов (подпункты «а», ««в», «ж», «и» пункта 3, подпункт «в» пункта 4), утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96, прямо относят к коррупциогенным факторам нормы, устанавливающие для правоприменителя:
необоснованную широту дискреционных полномочий, в том числе отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований для принятия решения, выборочное изменение объема прав – возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц);
отсутствие или неполноту административных процедур – отсутствие порядка совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка; нормативные коллизии, а также юридико-лингвистическую неопределенность.
С учетом изложенного, полагаем, что следующие правовые нормы Областного закона Ростовской области от 30.07.2013 №1145-ЗС «О мерах поддержки пострадавших участников долевого строительства в Ростовской области»:
пункт 4 статьи 2 в части слов – «строительство которых началось в период до 21 июня 2010 года»;
статья 4 и часть 1 статьи 51 в той части, в которой отсутствуют указание срока и порядка предоставления мер поддержки, —
не соответствуют указанным выше требованиям федерального законодательства.
Такая правовая оценка в полной мере соответствует позиции Верховного Суда РФ (см. Определение Верховного Суда РФ от 05.02.2014 № 4-АПГ13-15; апелляционное определение Верховного Суда РФ от 25.10.2016 № 88-АПГ16-3; апелляционное определение Верховного Суда РФ от 10.04.2017 № 4-АПГ17-6; апелляционное определение Верховного Суда РФ от 12.04.2017 № 31-АПГ17-3; апелляционное определение Верховного Суда РФ от 06.04.2017 № 32-АПГ17-1; апелляционное определение Верховного Суда РФ от 05.04.2017 № 4-АПГ17-5; апелляционное определение Верховного Суда РФ от 16.11.2016 № 20-АПГ16-24; апелляционное определение Верховного Суда РФ от 23.09.2015 № 32-АПГ15-5; определение Верховного Суда РФ от 25.03.2015 № 33-АПГ15-1).
Одновременно необходимо учитывать, что в силу разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащихся в пункте 25 постановления от 29.11.2007 №48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» – неясность и неоднозначное толкование правовой нормы – является самостоятельным основанием для ее признания противоречащей федеральному законодательству и недействующей.
3.1. В силу пункта 4 части 2 статьи 209 Кодекса административного судопроизводства РФ в административном исковом заявлении об оспаривании нормативного правового акта должны быть указаны сведения о применении оспариваемого нормативного правового акта к административному истцу или о том, что административный истец является субъектом отношений, регулируемых этим актом.
Во исполнение указанной нормы сообщаем, что административные истцы являются субъектами рассматриваемых правоотношений, что подтверждается следующими обстоятельствами:
Анненкова Юлия Анатолиевна. 10.08.2014 между ООО «Строй Старт» (ИНН 2311144954, ОГРН 1122311003770) и ООО УК «РАССВЕТ СТРОЙ ИНВЕСТ» заключен договор № 20–145–150, 152–158, 160–162, 165–168, 170, 171 о долевом участии в строительстве, по условиям которого застройщик ООО «Строй Старт» обязуется в срок не позднее, чем в течение 3 квартала 2015 (п. 2.4. договора) своими силами и (или) с привлеченными силами построить (создать) многоквартирный жилой дом № 20 с подземной автостоянкой по адресу: г. Ростов-на-Дону, Железнодорожный район, территория бывшего аэродрома ДОСААФ, участок XX, бульвар Платова, 13, на земельном участке площадью 1,6597 га с кадастровым номером 61:44:000000:1089 и передать в собственность следующий объект долевого строительства (п. 4.1. договора), состоящий из нескольких квартир, в том числе 2-комнатной квартиры № 152, общей (проектной) площадью 44,45 кв. м, на 7 этаже во втором подъезде объекта недвижимости; в свою очередь участник долевого строительства обязуется в предусмотренные договором сроки, размере и порядке уплатить обусловленную договором цену и принять объект долевого строительства в объекте недвижимости, завершенном строительством, при наличии разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного жилого дома (п. 1.1. договора).
Разрешение на строительство от 10.09.2013 № RU61310000-8096-1.
13.07.2015 между ООО УК «РАССВЕТ СТРОЙ ИНВЕСТ» и Анненковой Ю.А. заключен договор уступки прав требования на объект долевого строительства в многоквартирном доме, в соответствии с которым ООО УК «РАССВЕТ СТРОЙ ИНВЕСТ» уступило, а Анненкова Ю.А. приняла в полном объеме право требования к застройщику ООО «Строй Старт» передачи объекта долевого строительства в соответствии с условиями договора о долевом участии в строительстве № 20–145– 150, 152–158, 160–162, 165–168, 170, 171 от 10.08.2014 в отношении однокомнатной квартиры № 152, состоящей из 2-х комнат, общей площадью 44,45 кв. м., расположенной на 7-ом этаже во 2-ом подъезде 7-этажного многоквартирного жилого дома № 20 с подземной автостоянкой по адресу: бульвар Платова, 13, территория бывшего аэродрома ДОСААФ, Железнодорожный район, г. Ростов-на- Дону, на земельном участке площадью 1,6597 Га с кадастровым номером 61:44:000000:108.
В рамках исполнения условий заключенного договора Анненковой Ю.А. (кредитором) были уплачены денежные средства, что подтверждается копиями платежных документов. Должник свои обязательства по договору не выполнил, что явилось основанием для предъявления ею в Арбитражный суд Ростовской области заявления о включении в реестр требований кредиторов о передаче жилых помещений.
Определением арбитражного суда Ростовской области от 30 марта 2017 г. по делу № А53-24243/2016А53-24243/2016 требование Анненковой Ю.А. как участника долевого строительства о передаче жилого помещения в виде двухкомнатной квартиры № 152, общей (проектной) площадью 44,45 кв. м, на седьмом этаже во втором подъезде 7-этажного многоквартирного жилого дома № 20 с подземной автостоянкой, расположенного по адресу: г. Ростов-на-Дону, Железнодорожный район, территория бывшего аэродрома ДОСААФ, бульвар Платова, 13, включено в реестр требований кредиторов о передаче жилых помещений общества с ограниченной ответственностью «Строй Старт» (см. приложение).
Кроме того, решением Региональной службы ГСН РО от 04.04.2017 исх. №38/2461, Анненкова Ю.А. включена в Реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов, и чьи права нарушены (см. приложение).
Вислов Алексей Владимирович. 21.07.2015 г. между ООО «Строй Старт» (ИНН 2311144954, ОГРН 1122311003770) (застройщик) и Гражданкой РФ Мелконян Еленой Яновной (участник долевого строительства) заключен договор № 19а – 3, 10, 14, 32, 52 о долевом участии в строительстве, по условиям которого застройщик ООО «Строй Старт» обязуется в срок не позднее, чем в течение 3 квартала 2016 г. (п. 2.4. договора) своими силами и (или) с привлеченными силами построить (создать) многоквартирный жилой дом № 19а по адресу: г. Ростов-на-Дону, Железнодорожный район, территория бывшего аэродрома ДОСААФ, участок XX, на земельном участке площадью 1,6597 гас кадастровым номером 61:44:000000:1089 и передать в собственность следующий объект долевого строительства (п. 4.1. договора), состоящий из нескольких квартир, в том числе 1-комнатной квартиры № 14, общей (проектной) площадью 36,0 кв. м, на 4 этаже в первом подъезде объекта недвижимости; в свою очередь участник долевого строительства обязуется в предусмотренные договором сроки, размере и порядке уплатить обусловленную договором цену и принять объект долевого строительства в объекте недвижимости, завершенном строительством, при наличии разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного жилого дома (п. 1.1. договора).
Разрешение на строительство от 10.09.2013 № RU61310000-8097.
Далее, Шаровка Мария Александровна приобрела вышеуказанное право требования к застройщику на основании договора уступки права требования от 07.09.2015 г., заключенного с Мелконян Еленой Яновной.
20.01.2016 г. между Шаровка Марией Александровной (уступщик) и Висловым А.В. (преемник) был заключен договор уступки права требования на объект долевого строительства в многоквартирном доме, в соответствии с которым Шаровка Мария Александровна уступила, а Вислов А.В. принял право требования к застройщику ООО «Строй Старт» передачи объекта долевого строительства в соответствии с условиями договора № 19а-3, 10, 14, 32, 52 о долевом участии в строительстве от 21 июля 2015 года, в отношении однокомнатной квартиры № 14, состоящей из 1-й комнаты, общей (проектной) площадью 36, 0 кв. м., расположенной на 4-м этаже в 1-ом подъезде 7-этажного многоквартирного жилого дома № 19а по адресу: г. Ростов-на-Дону, Железнодорожный район, территория бывшего аэродрома ДОСААФ, участок ХХ, на земельном участке площадью 1,6597 га с кадастровым номером 61:44:000000:1089.
В рамках исполнения условий заключенного договора кредитором были уплачены денежные средства, что подтверждается копиями платежных документов. Должник свои обязательства по договору не выполнил, что явилось основанием для предъявления Висловым А.В. в Арбитражный суд Ростовской области заявления о включении в реестр требований кредиторов о передаче жилых помещений.
Определением арбитражного суда Ростовской области от 29 марта 2017 г. по делу № А53-24243/2016А53-24243/2016 требование Вислова А.В. как участника долевого строительства о передаче жилого помещения в виде однокомнатной квартиры № 14, общей (проектной) площадью 36,0 кв. м, на 4 этаже в первом подъезде 7-этажного многоквартирного жилого дома № 19а, расположенного по адресу: г. Ростов-на-Дону, Железнодорожный район, территория бывшего аэродрома ДОСААФ, участок XX, включено в реестр требований кредиторов о передаче жилых помещений общества с ограниченной ответственностью «Строй Старт» (см. приложение).
Кроме того, решением Региональной службы ГСН РО от 08.02.2017 исх. №38/905 Вислов А.В. включен в Реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов, и чьи права нарушены (см. приложение).
Коновалова Дарья Александровна. 10.08.2014 между ООО «Строй Старт» (ИНН 2311144954, ОГРН 1122311003770) и ООО УК «РАССВЕТ СТРОЙ ИНВЕСТ» заключен договор № 20–111-119, 121-126, 128-132, 134-137, 139-144 о долевом участии в строительстве, по условиям которого застройщик ООО «Строй Старт» обязуется в срок не позднее, чем в течение 3 квартала 2015 (п. 2.4. договора) своими силами и (или) с привлеченными силами построить (создать) многоквартирный жилой дом № 20 с подземной автостоянкой по адресу: г. Ростов-на-Дону, Железнодорожный район, территория бывшего аэродрома ДОСААФ, участок XX, бульвар Платова, 13, на земельном участке площадью 1,6597 гас кадастровым номером 61:44:000000:1089 и передать в собственность следующий объект долевого строительства (п. 4.1. договора), состоящий из нескольких квартир, в том числе 1-комнатной квартиры № 113, общей (проектной) площадью 36,5 кв. м, на 1 этаже в третьем подъезде объекта недвижимости; в свою очередь участник долевого строительства обязуется в предусмотренные договором сроки, размере и порядке уплатить обусловленную договором цену и принять объект долевого строительства в объекте недвижимости, завершенном строительством, при наличии разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного жилого дома (п. 1.1 договора).
Разрешение на строительство от 10.09.2013 № RU61310000-8096-1.
02.03.2015 между ООО УК «РАССВЕТ СТРОЙ ИНВЕСТ» и Коноваловой Д.А. заключен договор уступки прав требования на объект долевого строительства в многоквартирном доме, в соответствии с которым ООО УК «РАССВЕТ СТРОЙ ИНВЕСТ» уступило, а Коновалова Д.А. приняла в полном объеме право требования к застройщику ООО «Строй Старт» передачи объекта долевого строительства в соответствии с условиями договора о долевом участии в строительстве № № 20–111-119, 121-126, 128-132, 134-137, 139-144 от 10.08.2014 в отношении однокомнатной квартиры № 113, состоящей из 1-й комнаты, общей площадью 36,5 кв. м., расположенной на 1-ом этаже в 3-ем подъезде 7-этажного многоквартирного жилого дома № 20 с подземной автостоянкой по адресу: бульвар Платова, 13, территория бывшего аэродрома ДОСААФ, Железнодорожный район, г. Ростов-на-Дону, на земельном участке площадью 1,6597 га с кадастровым номером 61:44:000000:108.
В рамках исполнения условий заключенного договора Коноваловой Д.А. (кредитором) были уплачены денежные средства, что подтверждается копиями платежных документов. Должник свои обязательства по договору не выполнил, что явилось основанием для предъявления ею в Арбитражный суд Ростовской области заявления о включении в реестр требований кредиторов о передаче жилых помещений.
Определением арбитражного суда Ростовской области от «21» марта 2017 г. по делу № А53-24243/2016А53-24243/2016 требование Коноваловой Д.А. как участника долевого строительства о передаче жилого помещения в виде однокомнатной квартиры № 113, общей (проектной) площадью 36,5 кв. м, на 1 этаже в третьем подъезде 7-этажного многоквартирного жилого дома № 20 с подземной автостоянкой, расположенного по адресу: г. Ростов-на-Дону, Железнодорожный район, территория бывшего аэродрома ДОСААФ, бульвар Платова, 13, включено в реестр требований кредиторов о передаче жилых помещений общества с ограниченной ответственностью «Строй Старт» (см. приложение).
Кроме того, решением Региональной службы ГСН РО от 12.04.2017 исх. № 38/2694 Коновалова Д.А. включена в Реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов, и чьи права нарушены (см. приложение).
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 № 21-ФЗ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы (см. подпункты 3 и 4 настоящего административного искового заявления).
Оспариваемый в настоящем административном исковом заявлении Областной закон Ростовской области от 30.07.2013 №1145-ЗС «О мерах поддержки пострадавших участников долевого строительства в Ростовской области» является нормативным правовым актом, изданным Законодательным собранием Ростовской области.
Согласно же пункту 2 части 1 статьи 20 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 № 21-ФЗ в качестве суда первой инстанции административные дела об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации рассматривает соответствующий суд субъекта, в нашем случае – Ростовский областной суд.
Согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса РФ при подаче административного искового заявления об оспаривании (полностью или частично) нормативных правовых актов (нормативных актов) государственных органов по делам, рассматриваемыми судами общей юрисдикции в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве, государственная пошлина уплачивается (для физических лиц) в размере 300 рублей.
Административные истцы намерены вести административное дело по настоящему административному исковому заявлению через представителей, в связи с этим к нему приложены доверенности, удостоверяющие полномочия представителей административных истцов, а также документы, подтверждающие наличие у представителей высшего юридического образования.
На основании изложенного —
П Р О С И М:
пункт 4 статьи 2 в части слов – «строительство которых началось в период до 21 июня 2010 года»;
статью 4 и часть 1 статьи 51 в той части, в которой отсутствуют указание срока и порядка предоставления мер поддержки.
Специалисты фирмы осуществят консультирование и сопровождение процедуры несостоятельности (банкротства) юридических и физических лиц с учетом имеющихся тонкостей; подготовку и подачу в арбитражный суд заявления о признании несостоятельным (банкротом); включение в реестр требований кредиторов; участие в собраниях кредиторов; обжалование действий (бездействий) арбитражного управляющего; представление интересов кредиторов в деле о несостоятельности (банкротстве); правовое сопровождение деятельности арбитражных управляющих и т.п.
Иногда бытует мнение, что разработка какого-то правового документа, который будет определять права и обязанности сторон, мероприятие шаблонное и не требующее серьезной проработки. К сожалению, иногда такое мнение разделяют не только заказчики таких услуг, но и исполнители этой работы.
Казалось бы, что проще – взять какой-нибудь шаблон или имеющейся на просторах «всемирной паутины» образец. Но самое интересное, что в юридической практике разработка указанных выше документов правового характера – одно из наиболее ответственных мероприятий. Почему? Давайте попробуем разобраться вместе. Существует известная фраза: «Законы и правила пишутся для плохих людей, а не для хороших». Смысл ее состоит в довольно простых вещах: основное назначение писаного правила проявляется именно в тот момент, когда какая-либо сторона пытается обмануть, поступить нечестно, выйти за оговоренные «рамки». И вот здесь происходит проверка, своеобразный «краш-тест» того документа, который должен защищать добросовестную сторону. До этого момента значение правового документа носит скорее виртуальный и больше информационный характер. Хотя, безусловно, действует «успокаивающе» на ту сторону, которая надеется на добросовестное исполнение значимых для нее условий. Но вдруг наступает этот момент «Х», когда, казалось бы, все и должно решиться по договору, «как договорились», «по справедливости». Однако здесь действует еще одно правило, которое заметили умные люди: если добро деликатно, то зло – бессовестно и агрессивно и, как правило, нападает первым… И вот, что в такой ситуации имеет для своей защиты добросовестная сторона: шаблонный договор или соглашение, подготовленный непонятно кем и непонятно для кого?
Когда мы слушаем хорошую музыку или наслаждаемся хорошей картиной, всегда незримо ощущаем того, кто стоит за этим произведением. В музыке – через реализованную музыкальную мысль; в живописи – через воплощенный на холсте образ.
Но музыка и живопись относятся к области душевного развития. Юридические же документы (соглашения, договоры) непосредственно затрагивают, как правило, существенные вопросы в области материальных и нематериальных благ, а также благополучия близких людей. Следовательно, ошибки в этой области обходятся дорого. Поэтому, подготавливаемые документы должны воплощать выверенную юридическую мысль, основанную на знаниях, интеллекте и опыте. При этом сложность такой работы обусловлена тем, что нужно заочно и заблаговременно подготовить наших клиентов к ситуации возможного «краш-теста» и защиты их интересов. У человека же всегда остается выбор: положиться на «авось» или доверить те интересы, которые требуют защиты, специалистам высокого уровня, привлекать которых, как показывает жизнь, выгодно. Недаром народная мудрость гласит: «Скупой всегда платит дважды».
Поэтому, разрабатывая договоры (соглашения), специалисты фирмы учитывают необходимость защиты прав своих клиентов (с учетом имеющихся и прогнозируемых угроз), соблюдая баланс интересов сторон. Грамотно составленный договор (соглашение) сводит к минимуму риск наступления негативных последствий его неисполнения контрагентом, а также является мощным рычагом эффективной защиты интересов наших клиентов в случае судебного разбирательства.
В жизни так бывает: нас окружает очень много людей, которые находятся вокруг, некоторых мы даже называем друзьями. И вроде бы мы и не одни. Но самое интересное, что человек среди всего этого множества людей вокруг – очень одинок. Особенно он одинок в сложные моменты своей жизни, тогда, когда нужно принимать важные и ответственные решения, от которых зависит его блага (нематериальные и материальные), а также благополучие близких и дорогих ему людей. И очень часто в такие, сложные моменты – человек особенно сильно чувствует свое одиночество, отсутствие помощи и протянутой ему руки тех лиц, которые знают и умеют помогать в таких сложных ситуациях. Мы убеждены, что для такой помощи очень важны знания, интеллект и опыт. Но этого недостаточно. Эти три составляющие могут раскрываться в полной мере только при одном условии: надо видеть смысл своей профессиональной деятельности и свое призвание в помощи людям. Наши специалисты, помимо высокого профессионализма, подбираются именно по такому принципу. Да, мы оказываем свои услуги по правилам бизнеса, но такой бизнес, в первую очередь, ориентирован на реальную помощь конкретным людям в их сложных жизненных ситуациях. В этом мы видим свое призвание, без которого все остальное не имеет никакого смысла.
Обратившись в нашу фирму, вы сможете получить квалифицированную юридическую помощь по интересующим вас вопросам. В офисе фирмы специалисты проводят как устное, так и письменное консультирование, основанное на глубоких теоретических знаниях и практическом опыте.
В результате мы выработаем оптимальный алгоритм решения именно Вашей проблемы. Если же мы придем к устойчивому выводу о том, что законными средствами решить Вашу проблему невозможно, мы честно сообщим Вам об этом. В любом случае мы квалифицированно и ясно предложим Вам вариант (а, возможно, и несколько) Ваших действий, который позволит сэкономить Ваше время и деньги!
Юридическая фирма «Истина и Право» представит интересы граждан (физических лиц), а также интересы юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в суде (арбитражном суде) по гражданским делам, делам о банкротстве представит иные интересы.
Граждане вправе вести свои дела в суде лично или через представителей. Личное участие в деле гражданина не лишает его права иметь по этому делу представителя.
От имени организации вести дела в суде могут их исполнительные органы (генеральный директор, председатель правления, и т.д.) в пределах своих полномочий либо представители.
Представителями граждан и организаций в суде могут быть дееспособные лица, имеющие надлежащим образом оформленные полномочия на ведение дела, за исключением следующих лиц (за исключением случаев участия их в процессе в качестве представителей соответствующих органов или законных представителей). Полномочия представителя должны быть выражены в доверенности, выданной и оформленной в соответствии с законом.
Зачем нужен представитель в суде?
Каждый гражданин немного знаком с общими нормами права. Многие знают нормы права в тех областях, которые касаются его профессиональной деятельности. Но в суде этого может оказаться недостаточно.
Можно провести аналогию со здоровьем и лечением:
Каждый знает, как лечить насморк. Многие берутся самостоятельно лечить и заболевания посерьезнее. Своевременное обращение к специалисту (юристу, адвокату) поможет избежать проблем. Но если заболевание запущено и ситуация становится угрожающей — надо обращаться в больницу (то есть обращаться за защитой своих прав в суд).
Никто из нас не возьмется сам удалять себе аппендицит или лечить острое заболевание.
Также и при защите своих интересов в суде необходима помощь специалиста.
Для эффективной защиты интересов в суде необходимо не только знание норм материального и процессуального права. Требуется также:
Ведение дел в суде через представителя не лишает гражданина возможности участвовать в суде лично. В редких случаях такое участие обязательно, однако, чаще всего ведение дела через представителя позволяет не только добиться хорошего результата, но сэкономить свое время и нервы.
Что же касается Ваших затрат на представителя — они могут быть взысканы с проигравшей стороны как судебные расходы.
Из чего состоит Представительство в суде?
Мы имеем богатый опыт по отстаиванию интересов своих доверителей в судах различных инстанций и готовы оказать Вам квалифицированную юридическую помощь на любом этапе судебного разбирательства.
Наши специалисты помогут Вам эффективно отстоять свои права в судах общей юрисдикции и арбитражных судах.
Специалисты фирмы осуществят комплексное сопровождение участия в государственных и муниципальных закупках: обучение основным моментам и тонкостям участия; сопровождение на всех этапах вплоть до заключения контракта; сопровождение во время исполнения контракта; обжалование результатов, отказов в ФАС и суде.
Квалифицированная юридическая помощь поможет нашим клиентам избежать включения в реестр недобросовестных поставщиков, что гарантирует безопасность участия в процедурах государственного заказа. Кроме того, наши клиенты смогут получить желаемый результат фокусируясь на главном (акцент будет сделан не на количестве, а на качестве участия). Как следствие – повышается эффективность участия в торгах, что позволяет помимо общего экономического эффекта создавать экономию оборотных средств (так как участие в торгах в бессистемном порядке приводит к блокированию значительных денежных средств на площадке).
Комплексное (юридическое, кадровое, бухгалтерское) обслуживание компании включает в себя всю деятельность, которая осуществляется штатным юристом, бухгалтером и кадровиком. Только вместо одного специалиста из каждой отрасли вы получаете целый штат компетентных работников и консультантов (имеющих значительный опыт работы в соответствующих областях, в том числе на руководящих должностях, и привычку отдаваться своему делу и хорошо работать).
Уникальность предложения состоит в том, что на качественном уровне снимаются сопутствующие вопросы, которые неразрывно связаны с ведением бизнеса и осуществлением предпринимательской деятельности.
Какие услуги входят в комплексное обслуживание:
Преимущества абонентского обслуживания:
Мы глубоко убеждены, что отличные знания постоянно меняющегося законодательства, оптимальный подбор методов решения тех или иных вопросов и гибкость мышления наших специалистов сделают сотрудничество с нашей фирмой вашим очевидным преимуществом в бизнесе и станут правильным выбором. Передайте специалистам высокого уровня обслуживание вашего бизнеса – решение всех рутинных, но важных вопросов, и сосредоточьтесь на том, что вам действительно интересно – на вашем бизнесе. У нас же доброе имя.